СУДОВЫЕ ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ
 
ПРИЛОЖЕНИЕ VIII

ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В АТЛАСЕ


Наверх

Б а к ш т а г — снасть стоячего такелажа судна, являющаяся поперечным (боковым) креплением стеньг. Б. также называются боковые крепления труб, шлюпбалок, стоек, компасов и т. д.

Б а к ш т о в — трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Б а н к а — доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.

Б и т е н г — деревянная или металлическая тумба для крепления тросов.

Б р а с — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (обрасопить рей).

Б р а с и к и — короткие штерты, прикрепленные к поперечному шлюпочному румпелю и служащие для поворота руля.

Б р о с а т е л ь н ы й   к о н е ц — набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал или другое судно швартовные тросы.

Б у й р е п — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Б у ш п р и т — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепятся стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Б ы к - г о р д е н ь — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которого при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

В а н т ы — снасти стоячего такелажа, крепящие мачты и стеньги с боков.

В е р п — вспомогательный якорь, наименьшего веса из имеемых на судне.

В ы б л е н к и — отрезки тонкого троса, укрепленные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

В ы с т р е л — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. В. предназначен для крепления шлюпок, а также посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Г а к — крюк, применяющийся для крепления тросов и цепей при подъеме шлюпок, грузовых операциях, буксировке и т. д.

Г а ф е л ь — рангоутное дерево, подвешенное позади мачты на снастях, называемых гафель-гарделем и дирик-фалом. К гафелю пришнуровываются верхние шкаторины косых парусов: триселя или бизани, а на малых судах — фока и грота.

Г и к — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом (ноком) к корме судна. К гику крепится нижняя шкаторина косого паруса.

Г и т о в ы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягнвают парус к гафелю и мачте.

Д р а й р е п — часть фала рея, представляющая собой стальной трос, пропущенный через шкив в стеньге.

Д р е к т о в — якорный канат шлюпочного якоря (дрека).

К а б о л к а — составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

К а л ы ш к а — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.

К о л ы ш к а — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.

К о н е ц   к о р е н н о й — условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

К о н е ц   х о д о в о й — условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

К и п — желоб для троса на поверхности блока, шкива, юферса и т. п.

К и п о в а я   п л а н к а — металлическая деталь, прикрепленная к палубе или к планширю судна и имеющая два прилива для изменения направления тросов. Иногда киповая планка снабжается вертикальными вращающимися роульсами.

К л ю з — отверстие в фальшборте для подачи швартовых концов и буксиров. Кроме указанных клюзов, имеются клюзы для якорных цепей, прорезанные в носовой части обшивки и в палубе полубака судна. Клюзы укрепляются металлическими приливами.

К н е х т ы — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — массивной плитой. Кнехты устанавливаются на палубу в носовой, кормовой части и вдоль бортов судна и служат для крепления тросов при швартовке.

Л е е р — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, для растягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, протягиваемые вдоль судна во время шторма, для предотвращения падения людей за борт.

Л и н ь — растительный трос тросовой работы, окружностью до 25 мм. Лини свиваются из каболок и, в зависимости от качестаа материала (волокон), способа изготовления, а также количества каболок в прядях и самих прядей, имеют различные наименования (см. Приложение № II).
Для сигнальных фалов и в качестве лаглиня употребляются плетеные лини.

Л о п а р ь - трос, основанный между блоками или юферсами.

Л о т — прибор для измерения глубин. По принципу устройства лоты подразделяются на ручные, механические и эхолоты.

Л о т л и н ь — линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.

М а ч т а — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов (для чего она вооружается соответствующим рангоутом), для установки грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, подъема флажных сигналов и т. д.

Н о к — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гик, гафель, рей и т. д.).

О т т я ж к а — трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

П а л — см. битенг.

П е р т ы — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

П р я д ь — составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.

П р я д ь   х о д о в а я — условное название пряди троса, пробиваемой под другие пряди (обносимой вокруг других прядей) при сплесниванни тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т. д.

Р а н г о у т — деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бущприт, стрелы, выстрелы); которые иначе называются рангоутными деревьями.

Р е й — горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для крепления прямого паруса.

Р и ф ш т е р т ы — короткие тросы, ввязанные в люверсы паруса и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке.

Р у м п е л ь — деревянный или металлический брус или сектор, насаженный на голову руля и служащий для его поворота.

Р ы м — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. д. Рымы устанавливаются на палубе и фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

С е й - т а л и — тали, основанные между двухшкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.

С е й - ш к е н т е л ь — короткий стальной трос с коушем или блоком на свободном конце, закрепленный на топе мачты.

С о р л и н ь — трос (или цепь), закрепленный за перо руля и за рым на корме судна. С. предотвращает потерю руля при его поломке.

С т е н ь г а — вертикальное рангоутное дерево, являющееся продолжением мачты.

С т о п - а н к е р — якорь, имеющий вес около 1/3—1/4 веса станового якоря судна.

С т р е л а   г р у з о в а я — приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных и растительных тросов.

С т р о п   г р у з о в о й — приспособление для крепления грузов к гаку стрелы или подъемного крана. Изготовляется из растительных или стальных тросов.

Т а к е л а ж — растительные или стальные тросы и цепи, являющиеся креплениями рангоута (стоячий такелаж), а также тросы и цепи, с помощью которых осуществляется постановка и уборка парусов, управление парусами и подвижными частями рангоута (бегучий такелаж). Кроме того, к такелажу относятся тросы и цепи, употребляющиеся при грузовых операциях и различных судовых работах.

Т а л р е п — трос, основанный между юферсами. Служит для обтягивания стоячего такелажа.

Т а л р е п   в и н т о в о й — металлическое приспособление для обтягивания тросов и цепей. На судах талрепы применяются для обтягивания вантин, бакштагов, фордунов, штагов, штуртроса и т. д.

Т е н т — парусина, растянутая над палубой судна для защиты от дождя и солнца.

Т о п — верхний конец мачты или стеньги.

Т о п е н а н т — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Т о п р и к — стальной трос, натянутый между верхними концами (ноками) шлюпбалок.

Т р е н д — нижняя утолщеняая часть веретена якоря.

У т к а — приспособление для закрепления тросов, состоящее из основания и двух изогнутых, обращенных в противоположные стороны, рожков. На судах находят применение деревянные и металлические утки различных размеров.

У т о к — поперечные нити полотнища парусины, мата и т. д.

Ф а л — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема реев, гафелей, косых парусов (кливеров, стакселей) флагов, флажных сигналов и т. д.

Ф а л и н ь — трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.

Ф а л р е п — обшитый сукном леер парадного трапа.

Ф о р д у н — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.

Ш в а р т о в — растительный или стальной трос, с помощью которого судно прикрепляется у причала (швартовный трос).

Ш к е н т е л ь — короткий трос с коушем или блоком.

Ш к е н т е л ь   г р у з о в о й — трос, наматываемый на барабан грузовой лебедки и имеющий на свободном конце гак для захватывания груза.

Ш к и м у ш г а р — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки и имеющий различное количество каболок. Промышленностью выпускается шкимушгар, свитый из двух и из трех каболок.

Ш к о т — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса.
Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы пластыря.

Ш л а г — петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.

Ш л ю п б а л к а — приспособление для спуска и подъема рабочих и спасательных шлюпок, катеров и т. д., имеющее вид прямой или изогнутой балки. Шлюпбалки делаются коваными, литыми или клепаными и оснащаются соответствующим такелажем - талями, оттяжками, топриком.

Ш т а г — снасть стоячего такелажа, являющаяся продольным креплением мачт и стеньг. В качестве штагов употребляются стальные жесткие тросы.

Ш т е р т — короткий тонкий трос или линь, употребляемый для каких-либо вспомогательных целей.

Hosted by uCoz