на главную

Мои походы и странствия

Начало начал...

Самый первый выезд

Сижу в электричке. Вот уже 20 минут, как начался мой второй поход. Но сначала коротко о первом. Для краткости буду излагать только факты, без лирики. Вышел из дому я около 20-30. На Финбане взял билет до Садов на 21-33. Вышел на станции в 22-40. Еще в электричке переоделся – вместо свитера под штормовку надел фуфайку и перемотал портянку на левой ноге. Вышел на тропинку, переложил в карман нож из рюкзака, хоть и без толку, но как-то спокойнее, когда он под рукой.

Дорогу до Невы я знал, но в темноте в одном месте засомневался и вышел немного правее нашей дачи. Еще в поезде я думал поставить палатку, как только выйду к Неве, но теперь мне не понравилось это место: трудно найти дрова, ветер, и палатку пришлось бы ставить прямо на песок. И я решил пройти до Черной речки. По карте это километров 5-6 вверх по Неве. Я думал найти там живописный мысок, но….

До Черной речки я дошел меньше чем за час. Никакого мыска не было – был поселок. Я перелезал через мостки и цепи, которыми были привязаны десятки лодок и катеров. Я пошел вверх по Черной, надеясь, что поселок скоро кончится...

Несколько слов о рельефе. Вдоль Невы идет неширокий, 10-15 метров, песчаный пляж, и только за ним берег круто (под 70 градусов) поднимается вверх на 7-10 метров. В черте поселка пляж пропал, прямо из воды шли крутые и высокие берега. Мне приходилось идти то по верху, метрах в 8 над водой, прижимаясь к заборам и рискуя скатиться и принять ванну, то брести по воде, продираясь сквозь кусты и стараясь не черпнуть за голенища. Кстати, о птичках, некоторые хозяева врезали гаражи для катеров прямо в отвесные берега, что было крайне неудобно для меня, но они могли прямо из дома попадать в гараж, если прокопать нечто вроде колодца. Вскоре мне такая дорога надоела. Я несколько раз порывался вырваться из поселка, свернув в сторону от реки, но всюду натыкался на заборы. Раза два я перелезал через них, но оказывался перед новыми и вынужден был спускаться к воде. Только где-то в половине первого мне удалось вырваться на свободу. Я вышел на какое-то шоссе.

Метров через 300 я наконец нашел подходящее место. На берегу какой-то канавы, в лесочке и метрах в 50 от шоссе. Повесил рюкзак на сук березы и начал собирать дрова для костра. Нарубил и наломал порядочную куче березовых и еловых полешков и веток, но разжечь костер никак не удавалось. Раза три он разгорался, но только прогорали тонкие еловые ветки, он гас: толстые ветки и полешки не были достаточно сухими. Потом я плюнул на это занятие и взялся за палатку. Между двух елок, которые я облюбовал еще в самом начале я накидал еловых лап, правда очень немного, и натянул палатку. На это у меня ушло гораздо меньше времени, чем я думал (как ни как это моя первая палатка).

Палатка стоит и я снова взялся за костер: мне ужасно захотелось чаю. Кстати еще деталь: еще когда я ставил палатку я обратил внимание на то, что очень светло и я отбрасываю на землю довольно четкую тень. Оказалось это Луна, а не фонарь, как я подумал сперва. При таком свете можно было бы, пожалуй, даже читать. На этот раз дровишки разгорелись основательно. Я зачерпнул в канаве полкастрюльки воды и повесил на таганок: палку, воткнутую под углом в землю и упирающуюся на рогатку. Подбросил еще несколько крупных полешек и сел перекурить. Я почему-то люблю смотреть на огонь, на переливающиеся угли, на стремительный взлет маленьких звезд-искорок… Но папироса погасла, я уже расстелил спальник, а чай все не закипал. А на часах третий час ночи. Наконец вода вскипела (кастрюлю к этому времени я опустил уже совсем на угли). Заварить чай, нацедить через платок и выпить несколько кружек чая было делом нескольких минут. А какое это наслаждения!.. Ночь, костер, тихо потрескивают угли, на деревьях и шатре палатки играют блики огня, из-за черных силуэтов деревьев светит Луна и свежий чай вприкуску, зная, что спальник уже расстелен…

Ночь прошла отлично, спал как убитый до 9 утра. Место ночевки при дневной свете довольно понравилось. Вскипятил чайку, собрал рюкзак и отправился вперед… во второй и последний день моего путешествия. На часах – 11-30. Железнодорожная станция "Черная речка" оказалась метрах в 200 от места моей стоянки, чуть левее я нашел и саму речку. Пошел по левому берегу. Шел без остановок до 13-30, захотелось пить. Остановился, чтобы вскипятить на таблетке горючего кружку воды. Но с половины таблетки, она едва нагрелась до комнатной температуры. Потом с 14 до 15 шел без остановок, втянулся в ритм и даже не замечал усталости. К этому времени сменился характер растительности по берегам, как и рельеф. До половины третьего я шел по березовому лесу, который не спускался с какого-то вала, то нависавшего над водой, то отделявшегося от воды широким лугом. Кое-где он был прорезан глубокими оврагами с ручейками. Я довольно часто встречал поваленные деревья, и даже уже очищенные от коры – работу бобров – вот не думал, что они здесь водятся. Потом пошел темный еловый лес, овраги почти исчезли, берега стали крутые и обрывистые.

Солнце уже начало прятаться за верхушками деревьев, когда я остановился на обед. Приготовил суп-кашу, чай и открыл банку консервов – консервы почти не ел, каких-то два-три кусочка, каша оказалась слишком густой (я пожалел воды, а та что была – успела выкипеть) и немного недоваренной, зато чай был просто прелесть! Я выпил почти полкастрюльки. Так что с привала я снялся только в 6 часов. Солнце уже скрылось, но направление на север я успел засечь, да и слышно было уже гул электрички. Вот тут и началась небольшая полоса невезения. Сперва я провалился в болотце и набрал полный сапог воды. Хорошо, что у меня были в запасе носки. А когда до железки оставалось не более километра река начала шизеть: выписывать такие невообразимые зигзаги и заворачивать все вправо. Я уже подумывал как бы перебраться на другой берег, особенно, когда там появились дома какого-то поселка, но не нашлось подходящего места. В этом месте, в километре от железки и плетюхал почти час, ругаясь про себя самыми отборными ругательствами. Наконец вышел на дорогу, почто в поселок. У какого-то прохожего спросил, что за станция – оказалось платформа Радченко. Я был весь насквозь мокрый – как мышь после забега на 10 километров. Ужасно хотелось пить. Зашел в какую-то избу, там подали огромный ковшик воды – выпил весь. Потом пошел на платформу. Было где-то около семи.

Ну что было потом к походу уже не относится. Вот так и прошел мой первый поход, который продолжался ровно 24 часа.

Второй поход

Вот уже больше месяца, как закончился (вернее провалился) мой второй поход. Полтора часа, пока шла электричка, я описывал первый поход (первые полторы страницы), потом переоделся и вышел на платформу в Кирилловском. На платформе снег – сантиметров 8-10, темень непроглядная и сверху еще не то дождь, не то снег. На часах - 20-00. Спросил дорогу до Глубокого и пошел…

Только километра через три догадался накинуть плащ: рюкзак и куртка были уже мокрыми. Еще километра через три я передумал идти сразу до озера, а решил заночевать прямо у дороги, т.к. боялся, что пропущу ту тропинку, на которую надо свернуть с дороги.

Место выбрал метрах в 40 от дороги. Около получаса пытался развести костер, но бестолку: все вокруг вымокло под мокрым снегом. На ощупь нарубил лапника (утром оказалось, что просто сухих сучьев) и стал ставить палатку. В полной темноте и все на ощупь. Но поставил довольно быстро. Кое-как улегся и заснул. Спал безмятежно. Утром опять пытался разжечь костер и все бестолку. Сверху то капало, то переставало, потом у меня страшно замерзли ноги в сапогах. Я сознался в поражении: собрал палатку, запихал ее в рюкзак и пошел к станции. Где-то на полдороге ноги начали отходить и болеть. Пока дошел – они согрелись. Вот так бесславно закончилась моя вторая одиссея.

Третий поход

Я уже в новом году. Со времени первого похода выезжал еще два раза: уже на лыжах. Кстати о хронологии: первый поход был где-то в октябре, второй – с 4 на 5 ноября, третий в конце декабря, в числах 22-26, и четвертый 8 января. Вкратце об этих выездах. Оба раза с группой, в последний раз без ночевки – просто на воскресенье.

В третий раз выезжали я, Филька и Шура Александров. Ехали до Каннельярви. Слегка поплутали, но вышли к месту. Там уже стояла одна палатка и нас встретили. Наташа, Аня и Гвоздь (он же Санчо) приехали сюда еще в пятницу. О месторасположении: по ходу поезда слева впереди должна быть узкоколейка, по ней влево (т.е. от железки) идти и свернуть вправо у определенного мостика. Яснее не написать.

Как приехали мы сбросили рюкзаки и поехали кататься с гор. Но мне это быстро надоело: фигурять на моих лыжах опасно и невозможно, а кататься как остолоп – так забираться дороже. Мы с Наташей (она кажется в 10 классе) ушли пораньше и начали ломать лапник. Потом присоединились и остальные. Наломали такую кучу, что все что я ломал раньше уже нельзя считать за подстилку. Шура его не просто покидал, а воткнул каждую веточку наклонно в снег и в итоге ровным слоем сантиметров в 15 застелил все пространство под днище палатки. Мне это понравилось. Поставили мою палатку, а внутрь еще Шурину. Ставили на лыжные палки и кстати довольно удобно. Поставили впритык к Гвоздевской палатке «тендемом». К этому времени уже начало темнеть. Залезли в палатки.

У нас было два примуса. Вскипятили чай. Поболтали, попили и около 12 улеглись спать (хотя забрались в палатки около 4-5 часов). Было слышно, что за бортом метет, палатку то и дело встряхивало ветром.

Утром сварили на примусе чай и суп. Около 12 все пошли кататься на лыжах, а я остался в лагере: хотелось слегка навести порядок и прибраться к отходу, да и гетры у меня как две ледышки – не одеть. Собрал Шурину палатку, как следует натянул свою и хотел было развести костер просушить ботинки, как вернулись все. Сварили еще чаю, посидели начали собираться. Гвоздь с Аней ушли несколько раньше, а мы втроем (Наташа уехала еще утром) немного задержались – собрали лапник и покурили – итого два часа. Обратно добрались быстро и без происшествий.

14.01.78

Четвертым походом я называю просто лыжную прогулку. В воскресенье собрались 10-12 человек, я знал только Андрея, да еще разок видел Володю. Проехали до 69 км. Там подождали пока Володя с Аней сходят за лыжами на дачу. С ними пришел и Витя (лет около 32). Пошли левее от дороги. Снег глубокий и сырой. Вышли на лыжню и по ней через поселок. Я, Витя и Андрей оторвались от всех вперед. Этот Витя заплутал и вывел нас почти к речке Смородинке, но потом все же вышли ко всем. Мои впечатления о месторасположении: от железки перпендикулярно через поселок около 1,5 км должно быть шоссе. По нему вправо до развилки (ориентир – не доходя 100-200 метров -эстакада для ремонта автомобилей). От развилки метров 50-100 справа от шоссе в 70 метрах просека и высоковольтка. Идти по ней. Каньон. Довольно интересное место (здесь на спуске я полетел через голову и кажется вышиб себе плечо, или что-то в этом роде. Не зажило до сих пор). Перейти через каньон, подняться (довольно паршиво), еще спуск, подъем и вновь по просеке. Столба через 2-5 должна быть дорога вправо, по ней до крутого спуска. С него видно просеку почти до горизонта (через низину до следующей возвышенности). Сразу за спуском взять влево по лыжне до нечто похожего на просеку, по ней за спуском влево на подъем и справа от лыжни место стоянки.

Мы пришли туда кажется около 14 часов. Володя уже разжигал костер. Я переодел на свитер ватник и с Андреем напилил дров. Полешки сантиметров по 70 потом кололись и шли в костер. Костер был на славу. Вскипятили чаю и напились с бутербродами. Поболтали, начали собираться, когда начало темнеть. Посмотрели как Володя с кем-то запустили ракету и двинули домой. Около шести уже были на платформе. Из-за Вити мы с Андреем отшлепали больше других километров на 8-10.

16.01.1978.

Закончился еще один поход: самый крупный из всех моих – с тремя ночевками.

Выехал в четверг. Пока отработал, забрал карты, поел, собрался… Отчалила электричка в 16-30. В электричке даже поспал с полчасика. Не доезжая немного до Горьковской обнаружил, что за окном метет нечто вроде метели, и температура не то что в Ленинграде. Так что я переменил свитер на ватник. Вышел ровно в 18-00 в Лейпясуо. Здесь не мело, но снегу было много и все свежий. Далее из тех записей, что делал в лесу:

Шел до 1930-50. Отошел в лес. Поставил палатку. Лапника не нашел. Снег глубокий – до полуметра. Место за 104 км. Метрах в 100-200 за вышкой (3м), справа от дороги. Пока шел весь вымок, даже на шапке уши назад завернул. Вокруг темень. Ни зги не видно. А моста и тем более. Сперва шел все ближе к рельсам, там снегу поменьше, а перед тем как ставить палатку сошел с насыпи за канаву к лесу, увяз чуть не по колено. Окончательно место выбрал только со второго раза. Около двух сосенок, с которых и пообрубал все ветки под палатку. Пт. Спал хорошо, но раза 4 просыпался от холода. Встал в 10 часов. За бортом около 5-10 градусов мороза. За ночь выпал новый снег, около 3 см. Разогрел чай, готовлю суп. Когда соберусь, до трех часов иду, потом становлюсь лагерем. Вышел около 13.

В 1320 дошел до реки. Это 100 метро не доходя до километрового столба 105 км. Я находился примерно в 300 метрах. Около моста компас врет. Пойду перпендикулярно дороге. Сколько успею. 1330 .

Два раза пришлось перебираться через незамерзшие ручьи. Шел каким-то зигзагом. Кажется шизил компас (а может и я). Шел без лыж, снегу примерно 45 см. Хорошо что высокие бахилы, но они оледенели и все равно черпали так как снег выше колен. Потом вышел похоже на болото.

Маленькие сосенки. Хороший ориентир стоянки: две сухостоины очень высокие примерно метрах в 3 друг от друга. Топор ни к черту не годится. Сушину диаметром 20 см валил почти 45 минут. Я остановился около 1430 пройдя около 2 км. С продуктами переборщил: Чт-веч – чай без хлеба; Пт-утро – суп вермишель с мясом, колбаса очень кстати и прямо туда положил пару сухарей плюс чай (вчерашний разогрел). Пт-веч – банка гороха со свининой плюс 300 грамм воды – просто прелесть что за суп, опять сухари там размочил.

Буду ли пить чай еще не знаю. Костер разжечь не смог: не нарубить крупных сушин, а мелочь вся сырая. Только что открыл первую бутылку бензина (четверть литра), хотя старая заправка еще не кончилась. Завтра наверное устрою дневку: маршрут все равно не успеть пройти, а я попытаюсь с утра разжечь костер и высушиться, а то все вещи утром стоят колом. 1930.

Этим кончаются записи сделанные в пятницу. Теперь комментарии к ним.

От холода я просыпался только из-за ног. Под тело я подложил ватник – оно не мерзло. Чай утром пил вчерашний. Это довольно удобно. Льдышка в полкастрюли аромата не потеряла, а за снегом вылезать не пришлось. Мост совсем не такой как я ожидал. Да, палатка утром вся заледенела, и я повозился порядком, пока уложил ее. Бахилы тоже заледенели, и подошвы выровнять под ботинки не удалось. Поэтому залез в них прямо в унтах. Кое как удалось запихать эту бесформенную массу в лыжи и даже пройти около сотни метров. Потом правая лыжа соскочила. Одевать крепление на глубине полметра под снегом было бессмысленно, и я полез на насыпь, сняв и вторую лыжу. Собственно без лыж я проваливался не глубже чем на лыжах: снег сухой, пушистый и глубокий. И к тому же мои лыжи длинные и узкие – под снегом постоянно цеплялись за всякие ветки и палки. Так что без лыж было даже удобнее.

От моста пошел перпендикулярно дороге. И прошел пожалуй поболе 2 км, ближе к 3-4. Место для стоянки выбрал за тем местом, которое я назвал болотом (может и не болото – невысокие сосны и между ними торчат высоченные – метров по 15-20 тоже сосны, но гораздо реже и сухостоины). Как рюкзак поставил сразу начал валить сухостоину. Повалил. А что дальше? Моим топором ее разделать – это надо аж до темноты без отдыха вкалывать, и все одной рукой – обе на ручке не помещаются. Когда понял, что костер не разжечь – взялся за палатку. С лапником оказалось не густо – пришлось ходить метров за 30 – две-три елочки ободрал снизу. Палатку поставитл и уже стемнело.

Сб. Встал в 915 . Спал в ватнике. Тело не замерзло, но ноги – довольно здорово. Надо что-то изобретать. Утром разогрел чай, потом выбрался. Сходил еще за лапником, положил еще его под палатку. Палатку перетянул. Главное – это хорошо растянуть пол! Снова возился с костром, но это бестолку. Повалил сосну – зря - моим топором бревна не расколоть, а с краев она вся промерзла. Бензину еще 1 литр и то, что в примусе. На завтра оставлю четверть литра. Обязательно нужен коврик. Фонарь храню за пазухой под свитером – до сих пор еще не сел. Крепления на лыжи для таких походов надо ставить мягкие. Под валенки. Палатка вся обледенела. Всю ночь и до 1330 шел слабый снег. За бортом 5-10 градусов ниже нуля. 1245 .

Это записи за субботу.

Опять всю ночь мерзли ноги, хотя были надеты шерстяные носки и меховые чулки. Да, на будущее, надо будет проверить в палатке все застежки и поставить недостающие, а то около днища образуется щели, которые закладывать приходится ботинками. Супу утром есть не захотелось. За лапником сходил подальше – метрах в 100 на краю старой траншеи заметил несколько высоких елей. Наломал нижних огромных лап, порядочную охапку. Палатку подтянул вверх, так что она повисла и аккуратно уложил лапник, особенно много там, где находится спальник, около 15 см.. В остальных краях тоже прибавил и особенно по краям. Потом растянул дно на 4 колышка, а потом уже все остальное. Сразу палатка увеличилась и стала просторной. Одни борта имеют в высоту около полуметра, да еще плюс до крыши… так что теперь по центру можно было стоять на коленях и не цеплять за потолок. Да и снаружи стала выглядеть получше – и борта и крыша натянуты – все формы соблюдены.

Насчет креплений. Для таких походов надо не только крепления, но и лыжи менять. На длинных по лесу не походишь. Надо делать или доставать лыжи как на Севере у охотников: около метра, или чуть больше в длину и около 20 см шириной (и в идеале снизу подбиты оленьим мехом). А крепления должны быть под любую обувь и любого размера, так как обледенелые бахилы принимают такие формы, что их трудно представить, а запихать в универсальные еще труднее, не говоря уже о том, что пружин просто не хватает. Далее, они не должны сами по себе расстегиваться и в то же время они должны легко расстегиваться по воле лыжника. Ну, над этим еще стоит подумать. А место я выбрал действительно красивое. Около 12, когда перетянул палатку, остановился рядом и чуть не заорал от умиления: так все красиво показалось – голубое небо, медленно-медленно кружатся и как бы нехотя спускаются к земле снежинки. Такие маленькие и аккуратные, и вокруг белый-белый снег, сосенки под огромными пушистыми шапками, стройные березки - просто удивительно, как их тонкие ветки могут держать такие огромные хлопья снега, и вокруг тишина такая, что кажется, она сейчас зазвенит…

Вс. Встал в 730 . Очень замерзли ноги. Начал отогревать их над примусом и, по-моему, поджег левую пятку. Ночью снега не было, но мороз усилился до 10-15 градусов. Вчера около 1630 сварил суп "Восточный острый". Это скорее на любителя. Слишком наперчен. Даже осталось на утро немного. Потом как остолоп торчал на улице. В палатку не хотелось, а делать вроде нечего. В 1800 забрался внутрь. Долил пол-литра бензину. Сварил кисель 1905 . Отвратительная гадость. Потом до 2030 писал дневник. Сперва при фонаре, потом зажег огарок свечи. Свечка это очень хорошо и светло. Всю ночь просыпался через час-два – мерзли ноги. Надо чтото изобретать. Еще утром с 8 до 915 поспал без спальника. Потом примус выгорел весь. Сварил суп. Сейчас варю чай. 1050 .

Начал собираться около 12. Вышел около 1245 . Здорово поплутал, Держал все больше вправо.

схема

Итого описал большую окружность: вышел в 800 м от моста (в 500 метрах от первой стоянки). Несколько раз переходил через траншеи. Внизу, подо льдом – вода. Нашел бочку, переделанную под печку. Два раза переходил через болото. Переходил через поляну – с одной стороны чистая сосна – с другой одна береза.

От станции до моста около 3.5 – 4 км.

23.02.1978.

Уже больше месяца прошло со времени последнего похода. За это время были только лыжные вылазки с пятницы на воскресенье. Не без приключений, но о них коротко.

В первую вылазку умудрился надломить носок лыжи: придя на стоянку скинул рюкзак – и прямо на носок. В воскресенье встретил на горе Володю, вместе с ним сходили к Истоку (это озеро). Там жгли костер, пили чай, разговаривали. Мы с Андрюхой вернулись на стоянку, там с остальными поели, посидели в палатке и около 22 часов побежали на станцию. Уехали на последней электричке.

Следующее воскресенье я пропустил.

Вторая вылазка. Из Ленинграда выехал на 2115. Дорогу нашел сразу, но за узкоколейкой, недалеко от лагеря бульдозером пропахали вместо лыжни так, что я чуть не обалдел. В 2330 пришел к палатке. Там уже готовилась еда. Были Андрюха, Филя и Киса. Утром приехал кажется Мишка. Пошли на гору. Наст дикий. Я выбрал место попроще и с третьего раза сломал лыжу (с хорошим носком). В лагере развел костер, и довольно быстро. Вечером приехали Шура Александров и Саполя. Пели и болтали. Спали всемером в двух палатках. В воскресенье к нам присоединились Суворов с Ленкой. Я был в лагере. Возвращались на Лыжной Стреле. Я от лыж вез только грузовые площадки с креплениями.

Третья вылазка самая насыщенная. Выехал в пятницу один, пехом пришел на базу, а там никого!.. Наскоро поставил палатку и развел костер, и у костра грелся до начала шестого утра. Нодью разжечь не удалось. В полшестого забрался в палатку. Зажег примус, пол-литра бензина были спрятаны за лапником. В девять приехал Колобок. Я опять разжег костер и кашеварил. Немного познакомился с инструкторами.